Современные психологи часто говорят, что сегодня дети не отличаются развитым мышлением и строят свои действия, на основе стандартных шаблонов и моделей поведения, навязанных или подсказанных взрослыми. Действительно, стоит дать современным школьникам задачу на сообразительность, как даже те, кто демонстрирует высокий уровень знаний, впадают в состояние ступора и не могут смоделировать предлагаемую ситуацию, чтобы найти для нее подходящее решение. Даже те, чьи умственные способности выходят за пределы обычных рамок, часто оказываются не в состоянии применить свои умения на практике, не говоря уже у тех, кто вовсе не имеет дара воображения. Именно поэтому специалисты по детскому развитию рекомендуют родителям уделять немало внимания развитию у ребенка способностей к нестандартному мышлению, говоря, что оно позволяет:
- Воспитать самостоятельную личность, умеющую думать, принимать решения и реализовывать их на практике;
- Приобрести способность находить оптимальный выход из непростых жизненных и бытовых ситуаций;
- Повысить уровень умственного развития ребенка в целом;
- Выявить в малыше скрытые творческие способности, требующие развития и способные стать основой будущей профессиональной деятельности нового члена общества.
Проблемы и их решение
Воспитание нестандартного мышления – непростая задача, требующая сил, времени и терпения. Если родители сами не могут похвастать наличием у себя этой способности, решить проблему будет непросто. Кроме того, с детства ребенок приучается к автоматизму, при выполнении целого ряда операций: например, одевания, чтения, рисования, ухода за собой и т.д. Эти действия составляют основу нашей жизни, и найти "место" для нестандартных шагов бывает непросто.
Проблема усугубляется в школе, где метод приобретения знаний носит характер некоего навязывания – ребенку просто преподносят определенные прописные истины, требуя их признания, как аксиомы. Редко кто из преподавателей прикладывает усилия к тому, чтобы построить урок как решение какого-либо вопроса, в виде поиска альтернатив существующему и общепризнанному правилу. На самом деле, подобные занятия бесценны – они не только способствуют лучшему усвоению материала, но и – позволяют ребенку проявить свою индивидуальность, а также - смоделировать ситуацию под другим углом, позволяя найти интересные, хотя и, возможно, пока "нежизнеспособные" решения. Тем не менее, полученный навык пригодится в профессиональной деятельности, делая заурядного специалиста первооткрывателем и рационализатором, готовым искать передовые ответы на те или иные возникающие вопросы.
Учитывая навязываемый характер отечественного образования, родителям приходится брать инициативу в свои руки. Но здесь существует еще одна проблема – небольшое количество литературы по развитию нестандартного мышления, которую, к тому же, бывает непросто найти. К счастью решить проблему позволяет визит к детскому психологу. Он, наверняка, предложит вашему вниманию немало методик и игр, позволяющих развить способности к нестандартному мышлению и умению моделировать ситуацию не так, как подсказывает мышление, поставленное по шаблонному принципу.
Практические занятия
Чтобы не тратить время понапрасну, займитесь с ребенком уже сегодня – предложите ему одну из нижеследующих игр, которые не только легко заинтересуют вашего наследника, но и - помогут расширить его кругозор и попытаться найти необычное решение предложенной проблемы:
- Пусть ребенок представит себя путешествующим на корабле. Внезапное крушение выбросило его на необитаемый остров. Теперь ему придется выживать в непростых условиях оторванности от цивилизации. Предложите ребенку выбрать пять – семь предметов, которые помогли бы ему организовать примитивный быт. Пусть он быстро назовет несколько вещей, а позже – объяснит назначение каждой из них, в условиях одиночного существования, без крыши над головой.
- Пусть ребенок придумает какое-то необычное блюдо. Предложите ему подобрать для него соответствующие ингредиенты – овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты. Эта несложная игра позволит малышу проявить всю свою фантазию, а также – поможет родителям выявить его скрытые кулинарные предпочтения и вкусы, в отношении повседневного рациона. Если ребенок назвал типичные продукты, которые есть в любом холодильнике, игру можно продолжить – предложите ему приготовить выбранное блюдо, чуть скорректировав рецепт, в пользу его практичности и реальности осуществления.
- Предложите ребенку построить дом из окружающих его предметов. Это могут быть, например, два стула, с натянутой на них тканью. Пусть ваш наследник смело применяет все, что видит в зоне доступа, после чего, вы вместе с ним оцените "практичность" и "прочность" сооружения.
Автор: Денис Сетин