Сегодня, когда на наше внимание претендуют телевидение, Интернет и прочие многочисленные источники информации, чтение почему-то отходит на второй план. Читающий человек стал неким анахронизмом, диковинкой, удивляющей окружающих. Особенно редким это явление стало у детей, предпочитающих проводить время где угодно и как угодно, но не за книгой. К сожалению, такое встречается практически повсеместно, и родители, воспитанные на качественной литературе, не знают, к какой точке приложить свои усилия, чтобы изменить ситуацию и заинтересовать свое чадо, вызывая в нем желание, прочесть умную и хорошую книгу, способную, по словам классика, воспитать в нем "разумное, доброе, вечное".
Мнение психолога по поводу отсутствия желания читать у современных детей
Обращаясь к детскому психологу или педагогу с проблемой, выражающейся в словах "мой ребенок не желает читать", родители часто не до конца осознают, в чем проявляется столь неприятное явление, и что становится его причиной. Для опытного специалиста найти корень задачи не составляет особого труда. Прежде всего, он уточняет, в чем именно заключается нежелание читать – в элементарном незнании букв или в отсутствии инициативы к прочтению книг, заботливо приобретаемых родителями и расставляемых на детской полке. На самом деле, несмотря на внешнее отличие, обе проблемы тесно связаны между собой и заставляют подходить к поиску решения комплексно и грамотно.
Прежде всего, необходимо отметить влияние на приучение к чтению модных сегодня методик раннего развития. Согласно современным понятиям об умственном становлении человеческой личности, учить ребенка распознавать буквы нужно чуть ли не с шестимесячного возраста, когда его зрение приобретает возможность фокусироваться на мелких предметах и деталях. Понятно, что в этом возрасте он пока не запомнит буквы, однако их зрительный образ останется в его памяти, и со временем, когда начнется настоящий процесс обучения, полученные знания обязательно "всплывут", помогая скорее освоить алфавит. Но, помимо общих тенденций развития детского организма, не стоит забывать и об его индивидуальных особенностях, способностях усвоить преподаваемую информацию. Даже самые популярные и эффективные методики, вроде Домана или кубиков Зайцева, могут оказаться бесполезными, если мозг ребенка пока не созрел для усвоения зрительной информации. И, заставляя малыша заниматься, изучая буквы, вы делаете все, чтобы навсегда отбить у него охоту к чтению. Поэтому не стоит усердствовать, записывая свое чадо на все подготовительные курсы к школе, которые открываются в вашем городе – пары непродолжительных занятий в неделю будет вполне достаточно.
Что делать с нежеланием ребенка браться за книгу?
Если в ответ на предложение почитать интересную книгу, ребенок просить включить ему мультфильм или выйти на прогулку, не стоит впадать в панику. Для него и улица, и телевизор, и компьютер – такой же источник информации, как и печатное издание, и разницы между ними он пока не видит. Однако возведение взрослыми книг в ранг особого по содержанию источника информации совершенно неслучайно – они не только знакомят малыша с интересными фактами и историями, но и – заставляют его думать и анализировать, мечтать и фантазировать, моделировать ситуацию на свою жизнь и размышлять о том, как он поступил бы в каждом конкретном случае, и насколько верным было решение, принятое персонажем книги. Понятно, что все это не только положительно сказывается на кругозоре ребенка, но и – стимулирует его всестороннее умственное развитие. Поэтому стоит вплотную заняться приучением детей к книге, следуя простым рекомендациям специалистов:
- Поначалу не оставляйте ребенка наедине с книгой, которая ему интересна. Значительный объем, и отсутствие желаемого количества картинок могут испугать и заставить отказаться от чтения. Начните читать вместе, и позже, когда ребенку будет интересно знать, какие же приключения ожидали главных героев, оставьте его наедине с персонажами выбранного произведения;
- Не заставляйте ребенка читать сутки напролет, отказывая ему в прогулке, общении с друзьями, играх на компьютере в установленный промежуток времени. Ведь задача взрослых – заинтересовать чтением, а не сделать его основой жизни будущей личности, тем самым, невольно вызывая отвращение к этому занятию, которое становится рутиной, а не удовольствием;
- Не забывайте подавать ребенку личный пример – откажитесь от просмотра любимого сериала или телефонного общения с друзьями, затягивающегося на полчаса и более, чтобы взять в руки любимую книгу и освежить в памяти ее сюжет;
- Создайте для ребенка комфортные условия, чтобы он мог читать, не отвлекаясь на посторонние раздражители. И постарайтесь не мешать ему своим навязчивым досмотром и постоянными вопросами о том, что же интересного он вынес из прочитанного.
Автор: Денис Сетин