Практически все специалисты рекомендуют кормить ребенка грудью, хотя бы до 6 месяцев. В этот период нельзя давать ни сок, ни воду, ни какие-нибудь другие продукты, которые могут навредить неокрепшему организму малыша. Полгода - это нижняя граница начала введения прикорма. Однако будет лучше, если вы начнете прикорм по возможности с 7-10 месяцев, от этого ваш малыш только выиграет.
Под полным грудным вскармливанием Всемирная организация здравоохранения подразумевает следующие принципы:
- Малыша необходимо прикладывать к груди по его первому зову, а не по установленному времени. Кормление длится ровно столько, сколько пожелает ребенок - до полного насыщения.
- Рекомендуются ночные кормления и совместный сон с мамой, чтобы у нее была возможность быстро среагировать на потребности малыша.
- Такие предметы как: пустышка, соска, бутылочка в период грудного вскармливания не используются вовсе.
Некоторые детки даже по истечению 6 месяцев, еще не готовы воспринимать еду, которая не похожа на материнское молоко, это в первую очередь зависит от особенностей дозревания желудочно-кишечного тракта.
Что же это за детки? Это малыши, склонные к аллергии, которые подвержены частым болезням, младенцы, которые появились на свет с помощью кесарева сечения, либо другого медицинского вмешательства. Это дети, у которых наблюдаются отклонения нервной системы, и имеет место задержка двигательного развития. В эту группу относятся также младенцы, которых подкармливали с рождения дополнительными продуктами или лечили медикаментами. Страшного в этом ничего нет, нужно продолжать кормить ребенка грудью и не волноваться. Главное, следить, чтобы рост и вес ребенка соответствовали положенным нормам.
Как правильно подготовиться к знакомству с новой едой?
Как было замечено ранее, для подготовки ребенка к новой еде, важно пройти этап кормления грудью. Именно в мамином молоке находятся вещества, которые отвечают за формирование здоровой микрофлоры кишечника, за созревание ферментативной системы желудка и создание защитного барьера для проникновения аллергенов в кровь малыша.
Перед тем, как начать кормить ребенка новой для него едой, необходимо познакомить его с продуктами, жизнью кухни, внешним видом еды и тем, как она готовится. Ведь именно это и заинтересует кроху больше всего: где хранятся продукты питания, какие манипуляции вы с ними проводите. Общие трапезы позволят малышу сформировать грамотное отношение к еде. Он впитает в себя культуру приема пищи, присущую семье, дружественную обстановку, усвоит правила поведения за столом.
Готовимся вместе! Полезные советы
- При приготовлении пищи пусть малыш наблюдает за вами и за вашими действиями, ему будет интересно.
- Во время общего обеда или ужина – берите кроху с собой за стол.
Малыши 4-6 месяцев проявляют большой интерес к тому, что они видят перед собой на столе. Обычно, родители, видя, как их чадо тянет ручки к очередному предмету за столом, принимают искрений интерес за голод, и подкармливают ребенка. Но это не совсем правильно. Ребенок просит не еду, а те предметы, которые вызывают его любопытство: ложки, вилки, салфетки. Он пытается подражать действиям взрослых: тянет ложку в рот, пробует на вкус салфетку, опрокидывает чашку. Малыш пытается максимально изучить предметы, которые его окружают, он их грызет, стучит ими, внимательно наблюдает за родителями, когда те едят, пытается повторить все эти манипуляции самостоятельно.
Ребенку можно разрешить трогать только те предметы кухонной утвари, которые не принесут вреда его здоровью, можно предложить маленькому непоседе кастрюльки, миски, крышки от кастрюль, его это очень воодушевит.
После всего сказанного подведем итог, и выделим основные этапы правильного знакомства с пищей:
- Ребенок внимательно наблюдает за приготовлением пищи, и ее появлением на кухонном столе.
- Малыш всесторонне исследует свойства предметов, применяемых для приготовления или употребления пищи.
- Закрепляет основы правил поведения за столом.
- У ребенка формируется верное восприятие пищи.
Готовность №1
Как же все-таки понять, готов ваш кроха к принятию взрослой пищи или нет?
В первую очередь, наступает определенная стадия развития головного мозга ребенка. Это видно по определенным физическим действиям:
- Малыш самостоятельно может подхватить и поднести еду рукой ко рту. Положить ее в рот, прожевать и проглотить, либо выплюнуть и скривиться, если пища не приглянулась ребенку.
- Может жестами, и движениями дать понять, какой конкретно продукт он хочет съесть.
- Умеет ясно выразить дальнейшее нежелание находиться за столом.
- Пропал выталкивающий рефлекс языка: без особых усилий пережевывает кусочек пищи деснами, не давясь им и не испытывая позывов к рвоте.
Важный признак того, что ребенок готов к введению прикорма – это то, что малыш выказывает интерес не к предметам, которые лежат на кухонном столе, а именно к еде. Если малышу предложить поиграть с этими предметами, вместо еды, он проявит недовольство.
Вторая группа признаков готовности относится к отсутствию аллергических реакций на незнакомый продукт и проблем с пищеварительной системой.
Принципы введения прикорма:
Введение первого прикорма должно проходить параллельно с грудным вскармливанием, нельзя прекращать кормить грудью или уменьшать количество кормлений. Ведь грудное вскармливание – это не только еда, а и средство для успокоения, засыпания…
Для знакомства с новой едой составляйте рацион только из натуральных продуктов, приготовленных на пару или отваренных, всегда свежих.
Предпочтительно приучать ребенка есть самостоятельно, конечно сразу это будет проблематично, потребуется помощь со стороны родителей. Но в дальнейшем малыш сможет управиться с пищей сам.
Рекомендации по введению прикорма грудничку основаны на материалах Всемирной организации здравоохранения.
Автор: Денис Сетин