Очень хорошее средство для развития логического мышления – это отгадывание и загадывание загадок.
К сожалению, этим практически никто не пользуется. Это вполне объяснимо. Все мы с детства помним заученные загадки, которые просто необходимо знать каждому человеку. Например: "Сидит девица в темнице, а коса на улице", или "Сто одежек и все без застежек итд. Как правило, такие загадки сложны для детского восприятия и после пары таких загадок у детей теряется интерес и вырабатывается устойчивое негативное отношение к самому понятию "загадка". С ребёнком, чтобы его заинтересовать, надо начинать с простых элементарных загадок, причем загадывать надо предметы и понятия из его реальной жизни, с которыми он сталкивается ежедневно.
Большой, разноцветный, с ним можно играть (Мяч).
Белый, высокий на кухне стоит (Холодильник).
Рыжая, хитрая в лесу живет (Лиса).
Яркая, зеленая весь двор укрыла (Трава).
Под кустом сидит, от страха дрожит (Заяц).
На улице лето, а он в шапке (Гриб). Загадки такого типа Вы можете придумывать сами "на ходу". Если ребёнок будет легко и с интересом их отгадывать, то ждите, через несколько дней он начнет сам придумывать для Вас загадки такого же типа. Вы будете приятно удивлены фантазии и воображению Ваших детей. Кроме того загадки такого типа развивают ассоциативное мышление.
На следующем этапе можно немного усложнить задачу, давая загадки, у которых возможно несколько вариантов ответов, такие загадки развивают логическое мышление, воображение, память, например:
Не птица, а летает (самолет, воздушный шарик, бабочка).
Крыльев нет, а летать умеет (шарик, вертолет).
Без ног, а стоит (столб, дерево). И конечно очень полезны загадки в стихах.
С радостью гостей встречаю,
Преложу им выпить … (чаю).
Очень сладкая она
В платье яркое одета, называется - … (Конфета).
Я иду - она идет,
Я бегу - она бежит,
Бегать ей за мной не лень,
Потому что это - … (Тень).
Круглый, полосатый сладенький на вкус
С семечками черными, что это? ... (Арбуз).