Шесть секретов общения с ребенком

Обилие литературы о воспитании детей на первый взгляд решает проблему отношений с малышами. Всевозможные психологи и педагоги на страницах изданий раскрывают секреты формирования сплоченной команды из детей и родителей. Почему же все чаще современные мамы и папы приходят к выводу, что их детям просто необходима няня для ребенка? Заемные знания из книжек далеко не всегда применимы к уникальной жизненной задаче каждой семьи с малышами, а потому оказывается легче обратиться к специалисту. Что же из практического опыта педагогов стоит перенимать для коррекции поведения своих чад? Чему можно научиться у профессиональной няни?

Самый главный рецепт успеха в воспитании – это открытое общение. Доверительный диалог с малышом - залог будущей полноценной личности ребенка. Существуют дети, растущие без теплоты и участия и детки, чьи увлечения и энтузиазм поддерживаются и развиваются каждый день. Можно развивать первое - путем повторений просьб грубым тоном, авторитарности или безразличия к малышу, а можно развивать второе – при помощи открытого диалога, повышения осознанности ребенка и его ответственности за свои действия. Ребенок в любом случае будет стремиться к тем, кто поддержит его уверенность. В первом случае это будет преступная группа, а во втором - семья и адекватные друзья.

Как молодой маме или специалисту, за помощью которого обращаются в агентство по подбору домашнего персонала Прайм Домашний Персонал, вам непременно стоит понять общий принцип воспитания малышей. Остальные же методики, развивающие игры легче осваивать, нанизывая их словно игрушки на новогоднюю елку. Но основа этой «елочки» - это как раз приоритет открытого и дружелюбного общения с ребенком.

Что делает недавних покладистых малышей бесконтрольными участниками уличных банд? Это стремление к признанию своей личности значимыми людьми. Если семья отталкивает малыша, то ему сложнее завести себе приятелей в школе. Но «свято место пусто не бывает», и значимыми автоматически для малыша становятся те, кто держится особняком и нарушает правила. К сожалению, чаще всего это отнюдь не непризнанные гении или «самородки», а обычные уличные банды из детей из неблагополучных семей. Здесь есть свои порядки, и есть возможность быть принятым в группу, обрести «значимый» круг общения, быть «своим среди своих».

Интересно, что - по наблюдению практикующих психологов – благополучное взросление малыша не имеет прямой связи с карьерными достижениями его родителей. Более того, в современных семьях, где оба родителя заняты на работе, часто практикуется попустительский стиль воспитания детей. У деятельных родителей нет времени на неторопливый разговор и поддержку своего малыша. Результатом становится потеря контроля над ребенком, его импульсивность и эгоизм.

В ходе своей практики вы, вероятно, замечали стиль отношения детей разных возрастов к игре. Это еще один важный показатель, на который стоит обращать внимание при выстраивании доверительных отношений с малышом. Так, наблюдения отечественных психологов показали, что детки в возрасте 3-5 лет получают радость от самого процесса игры. С возрастом приоритеты меняются, и уже 5-6-летние дошкольники радуются игре зачастую лишь при условии выигрыша. Даже напарников в игру они выбирают исходя из возможности будущей победы. Так, они стремятся выбрать в свою команду тех друзей в детском саду, которые умеют играть в группе, оказывают помощь в процессе игры и отличаются творческими способностями.

Очевидно, что малыши с возрастом склонны больше брать на себя ответственность там, где исход дела зависит от них самих. В данном примере только от их выбора зависит радость оказаться в победителях в детской игре. И стиль общения, который воспитает больше ответственности в малыше, начинается с чуткого отношения к тому, что ребенка тревожит или интересует. Поэтому при воспитании следует так обсуждать проблемы ребенка, чтобы он чувствовал свои силы изменить ситуацию сам. Другими словами, благодаря вам малыш должен увидеть, что решение его проблемы, как и исход детсадовской игры, находится так сказать «в зоне его компетенции».

Многие из нас смотрели некогда нашумевший, а позже ставший классикой фильм – «Код да Винчи», где Том Хэнкс в роли профессора Роберта Лэнгдона вместе со своей таинственной спутницей Софи раскрывали загадку секретного общества и потомков Иисуса Христа. Гений профессора Лэнгдона, занимавшегося скрытым значением общепринятых символов в истории, был помножен на упорство и тонкую интуицию его напарницы в этом приключении. Чтобы постичь тайны ордена, скрывавшего согласно сюжету «источник Божьей Власти на Земле», Софи приходилось не раз останавливаться в самый разгар событий и продумывать свои действия. Она вспоминала своего дедушку, который опекал ее в детстве. Софи говорила, что мудрый дедушка играл с ней в развивающие игры и любил ставить перед ней задачу одним вопросом. Он повторял своей внучке: "Каков твой следующий шаг, Софи?". Привыкнув с детства анализировать свои действия, девушка и этом решающем сражении за истину, да и за свою жизнь, обращалась к себе с тем же вопросом и каждый раз с блеском спасала и себя, и профессора.

Значимый вопрос, который вошел для Софи в привычку и помогал ей более ответственно отнестись к решению любой жизненной проблемы, относится к типу так называемых «открытых вопросов», которые невероятно эффективны для доверительного общения. Рассмотрим подробнее некоторые рекомендации для повышения у детей уверенности в своих силах и доверия к няне и родителям:

1 - Чтобы малыш почувствовал вашу поддержку, разговаривайте с ним в позитивном русле. При обсуждении его целей и желаний, задавайте вопросы так, чтобы ответ был без частицы "не". Например, малыш боится идти в школу на контрольную работу. В беседе следует сместить его цель с "не хочу решать сложные примеры" на "хочу вместе с остальными попробовать свои силы в математике".

2 – используйте открытые вопросы. Знаменитый олимпийский чемпион, тренер и консультант Дэвид Химери обращает большое внимание родителей на пользу правильно заданных вопросов. В своей практике он старается избегать вопросов закрытого типа: «Ты помыл посуду?» или «Тебе не кажется, что пора уже сделать домашнее задание?». Такие вопросы характерны тем, что содержат изначальный посыл в виде глагола, на котором и строится весь вопрос. Более того, закрытые вопросы не стимулируют ребенка подумать над ответом и сделать его более значимым для себя.

Вопросы же другого – открытого - типа применяются для уточнения цели ребенка, его реальной ситуации, вариантах действий и истинных желаний. К ним относятся вопросы четырех видов:

А) вопросы о цели:

«Какой будет первый шаг?» (Тот самый вопрос, который повлиял на всю жизнь Софи в фильме «Код да Винчи»)

«Достаточно ли трудна эта задача, чтобы тебя заинтересовать?»

Б) вопросы о реальном положении дел:

«В отношении твоем проблемы – что происходит сейчас?»

«Кто еще прямо или косвенно в твоей проблеме участвует?»

В) вопросы о вариантах решения проблемы малыша:

«Какие у тебя есть варианты?»

«От кого ты ждешь совета?»

Г) вопросы об истинном желании и намерении ребенка:

«Какой вариант ты выберешь для продвижения?»

«Какая помощь тебе нужна и от кого?»

3 – применяйте приемы эффективного общения. Так, прибегая к критике малыша, избегайте «навешивания ярлыков». Неправильно сказать: «Ты – вечный двоечник!». Вернее будет акцентировать проблему на поведении, а не на личности: «В первом классе у тебя не все ладилось сразу по нескольким предметам».

4 – критику следует произносить от собственного имени, без перехода на «ты-сообщения». Так, неверно указывать ребенку: «Ты опять не убираешь в комнате!». Более эффективно начать разговор с фразы: «Я беспокоюсь за тебя. В твоей комнате с прошлого понедельника не было уборки».

5 – критику всегда следует сопровождать конкретными пожеланиями на будущее: «Мне бы хотелось, чтобы даже когда я в отъезде, твоя комната была чистой и уютной, также как весь наш дом».

6 – при возникновении трудностей у малыша, используйте игру в баллы. Спросите, по десятибалльной шкале, насколько сильно он расстроился, что не смог попасть в кружок танцев, к примеру. Далее уточните, с каким количеством этих баллов он может справиться сам? Такой подход облегчает дальнейший диалог и позволяет следить за прогрессом. Скажем, если в начале беседы малыш был расстроен на 7 из 10, то к концу разговора вы можете убедиться, что это балл снизился, скажем, до 3.

Интересно, что десятибалльную систему, открытые вопросы и позитивную постановку цели удобно применять не только в общении с детьми, но и со взрослыми. Даже для конкретизации собственной цели такой подход заметно помогает определить истоки проблемы, следующие шаги и приблизить успех дома и на работе.

Мудрый учитель, тренер и тем более каждая гувернантка не понаслышке знает, что построить дружелюбные отношения и позволить малышу самому выбрать вас в наставники - требует времени и усилий. Однако упустить важные годы малыша еще хуже: не известно, кого он выберет себе в настоящие друзья, и чей авторитет станет для него мерилом мыслей и поступков. Сделав привычкой открытое общение с ребенком, вы поможете ему раскрыть весь свой потенциал, стать выдающейся личностью и вашей опорой на все времена!